Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
 
 
 

О влиянии художественной литературы на развитие речи дошкольника.

Автор: Olga от 25-10-2016, 15:00, посмотрело: 680

0

Автор : Писанная Ю.А

воспитатель НРМОБУ "Начальная школа - детский сад"

   Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

      Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

      Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

      Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста воспитатель должен соблюдать   чувство  меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

       Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длинный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского словесного творчества.

        Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их, различать жанры, понимать их способности, осознавать связь, компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

     Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский всегда подчеркивали необыкновенное и неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская так определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга должна давать яркие образцы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». Она отмечала так же, что воспитательный эффект возможен лишь  в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общений». Данные положения и другие не менее важные были включены в «Основные требования к детской книжке».

    Термин «живое слово» используется также российскими детскими писателями и педагогами: Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, С. Я. Маршаком. Так, С. Я. Маршак писал: «Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков, в то время как у слова-термина всего один-единственный смысл и никаких оттенков». Благодаря именно богатству средств выразительности содержание произведения воспринимается ярко и образно. Органическое единство поэтического содержания и поэтической формы непременное условие художественности произведения и речевой культуры.

     Известный советский ученый в области теории эстетического воспитания дошкольника Е. А. Флерина применяет термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание – речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «Живое слово должно быть действительным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи» (Е. А. Флерина, 1961). Такой способ действия педагога побуждает и ребенка действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально. 

     В работах многих известных педагогов-психологов Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, и др. доказана роль исследования детской литературы как важнейшего средства умственного развития, речевых способностей дошкольников.

     Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М. М. Бахтин: «Основная особенность литературы – язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» – это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1.      воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.      формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3.      воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4.      улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным (СНОСКА: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. – М., 1992; Гурович Л. М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореферат канд. дисс. – Л., 1973).

Для детей младшего  дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей,  когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

   Художественно-речевое развитие детей – одна из задач всестороннего воспитания подрастающего поколения. В целях ее решения необходимо обеспечить создание единой системы непрерывного образования, совершенствовать деятельность ДОУ, разработать систему комплексных мероприятий, обеспечивающих систематическое, последовательное литературное развитие детей, формирование художественного аспекта их

речи, создание предпосылок самостоятельной художественной деятельности дошкольников, развивающейся на основе освоенных ими произведений детской литературы.

   

Используемая литература:

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.

Ушакова  О.С.  Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое  пособие. – М.;  ТЦ Сфера, 2015. – 288 с. 

Крупская Н.К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75-76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. Писатель, 1964.

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

 

 

Категория: Родителям

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.